ATV - All Terrain Vechicle, Квадроцикл
Транспортное средство для езды по бездорожью: мотовездеход
AWD, 4WD, Allroad, 4x4
Различные системы полного привода автомобилей. См. статью: "Введение в системы полного привода. Дифференциалы."
Big-Foot, BigFoot, Биг-фут
Очень сильно лифтованный (поднятый) автомобиль, Monster-Truck
CB - Ситизен Бэнд
радиостанция гражданского диапазона, часто наличие таковой является обязательным условием участия в ралли-рейдах и трофи.
GPS - Global Positioning System
спутниковая система, позволяющая с точностью не хуже 100 м определить местоположение объекта
LSD - Limited Slip Differential, Эльэсдэшный мост
Дифференциал ограниченного трения, он же самоблокирующийся дифференциал
Альтиметр (Высотомер)
прибор, показывающий высоту над уровнем моря
Бедлок, BeadLock
устройство из двух колец, соединяемых между собой болтами, обеспечивает жесткое крепление шины к борту колесного диска и не дает ей разбортироваться даже при почти полном отсутствии давления.
Бешенная Табуретка, Рэнг
Jeep Wrangler с двигателем 4 литра
Блокировки - дифлоки, локеры
жесткие блокировки дифференциалов (межколесных и межосевого). См. статью: "Введение в системы полного привода. Дифференциалы."
Бородавки
защитные решетки на повторители поворотов, например на Мерседес Гелендваген или Г-Класс
Буммер, Биммер, Бэха
Сленговое название любого автомобиля марки BMW
Буханка (Батон), Головастик
Буханка (Батон) - Грузопассажирские автомобили УАЗ на базе 3741; Головастик - Грузовые автомобили УАЗ на базе 3303
Бэкспейсинг, Backspacing
От англ. Backspace - возврат, возвращение. Геометричекий размер колесного диска - расстояние между посадочной плоскостью диска и плоскостью по внутреннему краю диска
Винчеваться
выбираться с помощью лебедки (от английского "Winch" - лебедка)
Внедорожник, Вседорожник, Джип
автомобиль, который застрянет там, куда другой не доедет
Гастук, Буксир, Фал
трос для буксировки одного автомобиля другим
Гранд, Джип Широкий
обычно Крайслер Гранд Чероки (Chrysler Grand Cherokee)
Гриппер
резиновая полоса, надевающаяся на колеса, имеет грязевой протектор и шипы
Диагональ - диагональное вывешивание
вывешивание диагонально по одному из колес на каждой оси на неровностях.
Калитка, Откидуха, Выноска под запаску
специальный откидной кронштейн для крепления запасного колеса на заднем бампере или крыле автомобиля
Кенгуру (Кенгурин) с грилем, Забор
Большой кенгурятник с защитными решетками для фар. (См. "Кенгурятник")
Кенгурятник
Защитная решетка для передней части автомобиля
Кенгурятник с ушами
большая передняя решетка защищающая фары автомобиля (См. Кенгурятник)
Кирпич, Чирок
Крайслер Чероки - Chrysler Cherokee (Jeep Cherokee)
Козел, Козлик
УАЗик (УАЗ 469 и модификации, "Бобик" - УАЗ 469, "Вояка" - УАЗ 469 на военных мостах), первоначально ГАЗ 69
Корзина, Верблюжатник, Экспедиционный багажник
экспедиционный багажник на крышу (усиленный багажник с высокими бортами)
Кофр запаски, Чехол запаски, Чемодан, Сундук, Пенал
Определение "чехол запаски" относится к мягкому чехлу. А кофр запасного колеса жесткий чехол.
Кукурузник, Кукурузер, Крузер, Мамка
Toyota Land Cruiser - Тойота Лэнд Крузер (TLC)
Ласты, Катки
очень широкопрофильные шины
Лебеда
Лебедка, подробнее см. "Винчеваться"
Лифт запаски
приспособление, облегчающее снятие и установку запаски на штатное место.
Лифт, Лифтинг
Набор приспособлений для увеличения высоты кузова над дорогой
Лыжи, рейлинги
продольные лаги (дуги) на крыше, служат для крепления багажника
Лыжницы
Крепления для лыж на крышу. См также "Лыжи, рейлинги"
Люстра или Лайт-бар - Lightbar, Light-Bar
Специальная дуга на крышу, с установленными на нее дополнительными фарами
Мерин
Сленговое название любого автомобиля марки Mercedes
Метла
стеклоочиститель (дворник) задней двери.
Мухоотбойник
Дефлектор капота, предназначен для защиты лобового стекла и капота от насекомых и камней при движении автомобиля
Навеска, обвеска, обвес, прибамбасы, мульки, понты
навесное оборудование или аксессуары (кенгурятники, пороги, защитные дуги и т.п.) См. статью: "Обзор аксессуаров и навесного оборудования"
Намордник, накапотник, лифчик
Дермантиновый чехол на переднюю часть машины
Недопривод
Все автомобили не обладающие полным приводом.
Ноздря, Сопатка
воздухозаборник интеркуллера (радиатора охлаждения турбины) на капоте
Охотник
Toyota Land Cruiser 70-й серии с рессорной подвеской. Подробнее см. "Кукурузник, Кукурузер"
Очки
пластиковая защита фар с рисунком напоминающем очки
Паркетник, Паркетный джип, SUV
отличительные черты паркетника - постоянный полный привод (full time, а чаще real time или виско-муфта), легковая подвеска (часто мак-ферсон), отсутствие понижающей передачи в раздаточной коробке, несущий кузов.
Пилотка, штурманка, подсвечник (Pilot Lamp)
штурманская лампочка-подсветка для карты и легенды (карты с подробно расписанным маршрутом).
Поджарый, Паджерка, Пыжик
Mitsubishi Pajero. В США и странах Латинской Америки: "Mitsubishi Montero"
Подкова
Кенгурятник без ушей, по форме напоминающий подкову. См. "Кенгурятник".
Полиспаст
приспособление, в виде одного или нескольких блоков, предназначенное для увеличения тягового усилия лебедки.
Причал
Кенгурин-защитная труба для заднего бампера или могучий фаркоп :-)
Рога
штыри, торчащие из кенгурина, для быстрой намотки троса лебедки.
Рожок, Лопата
накапотное зеркало для контроля прохождения переднего колеса, дальнего от водителя.
Семидесятка, Сотка и т.п.
Разные серии Toyota Land Cruiser См. "Кукурузник, Кукурузер"
Слик
колеса с дорожным рисунком, забившимся глиной. (не путать с настоящими сликами формулы-1)
Собачник
Решетка багажного отсека салона джипов, универсалов и минивэнов
Спортяга
Внедорожник KIA Sportage
Стремена
так иногда называют трубчатые подножки, незакрытые сверху стальным листом.
Ступени, Подножки, Боковые трубы
боковые ступеньки разной формы для удобства входа - выхода в автомобиль и для уменьшения загрязнения порогов См. статью: "Обзор аксессуаров и навесного оборудования"
Сэнд-трак, Sand-Track
плиты из гнутого аллюминиевого или стального профиля для выстилания колеи при прохождении заболоченных и песчаных участков.
Терранозавр, Кабан
Nissan Terrano первого поколения (в США: Pathfinder)
Трап
Лестница на задней двери автомобиля для удобства доступа к верхнему багажнику
Тридцатые (тридцать первые, тридцать пятые и т.д.) колеса
размерность колеса в американской системе (общепринятой у джиперов) в дюймах.
Тюнинг, Tuning
дословно: настройка. В, принципе, слово "тюнинг" подразумевает серьезную доводку автомобиля (это и двигатель и тормоза и подвеска и много других узлов), а не просто "обвес по кругу", хотя без внешнего лоска, почти никогда не обходится...
Угол рампы, Угол горы, Угол переката, Угол съезда
угол, между линиями, касательными к колесам (передним и задним) и самой нижней средней точкой автомобиля.
Угол скрещивания мостов
максимальный угол, на который передний и задний мосты могут перекреститься на неровностях до начала диагонального вывешивания.
Фаркоп, ТСУ
Прицепное устройство (тягово-сцепное устройство) - устройство для соединения автомобиля-тягача и прицепа
Фендеры, Расширители колесных арок
пластиковая или резиновая конструкция, крепящаяся к крыльям, предназначена для установки более широких колес, либо колес на дисках с большим выносом (меньшим вылетом).
Хабы, Hub
муфты свободного хода (для подключения колес к приводу). Бывают ручные и автоматические. Поробнее см. статью: "Что такое хабы и с чем их употребляют"
Хай-Джек, Хай-Лифт, Hi-Jack, Hi-Lift
большой реечный домкрат для бездорожья, способен и поднимать и тянуть, даже может использоваться как пресс
Холодильник, Киоск, Кубик, Ящик, Геленд
Сленговые названия легендарного Mercedes Benz G-Klasse или Gelendwagen, прозван так за свою утилитарно-угловатую внешность
Шакл, Шакла, Shackle
скоба (или серьга в народе) - предназначена для крепления буксирного троса и блоков.
Шишига
Грузовой автомобиль ГАЗ-66 - Чем не джип? :-)
Шнива, Шеви-Нива
Шевроле Нива, Chevrolet Niva, изначально Нива - ВАЗ 2123.
Шноркель, Шнорхель, Snorkels
труба-воздухозаборник, предназначенная для форсирования бродов, чтобы исключить попадание воды в двигатель, а также уменьшает загрязнение воздушного фильтра
или еще вот так другой вариант
АБОРИГЕН – местный житель, человек ни разу не видевший жип (см. «жип»);
АЛГА – вперед! (разворот и алга – назад!);
АСФАЛЬТ – любая, в независимости от покрытия, дорога общего пользования;
БАЛЛАСТ – все, что сидит сзади, ни хрена не делает, учит жизни, пьет и ест за чужой счет;
БАМБУЧАРА – сахалинский бамбук - конкретная чучувара (см. «чучувара»);
БЕЗДОРОЖЬЕ – джиперская дорога;
ВНЕДОРОЖНИК – (см. «джипер», или «жип»);
ВОДИТЕЛЬ – член экипажа (см. «экипаж»), который кроме стакана с допингом (см. «допинг») умет еще держать и руль;
ГАИШНИК – хороший человек в форме;
ГАИШНИК – враг; не путать с гАишником (см. «гАишник»)
ГРОХОТУЛЬКИ – «кириешки»;
ДЕВОЧКА – трус; развернувшийся на полпути;
ДЖИП – автомобиль семейства полноприводных; не путать с жипом (см. «жип»)
ДЖИПЕР – больной на всю голову человек; др. - состояние души;
ДЖИПЕРАСТ – нехороший человек, он же лобочёс (см. «лобочёс»);
ДЖИПЕРДУН – бывший джипер (см. «джипер»), у которого кроме воспоминаний о днях минувших, более ни чего не осталось;
ДЖИПЕРИСТ – начинающий джипер, человек у которого еще не так все запущено, как у джипера (см. «джипер»), или джипердуна (см. «джипердун»); как правило - владелец паркетника (см. «паркетник»), или пассажир (см. «пассажир»);
ДОПИНГ – водка;
ДРОВОЛЕТ – старый жип (см. «жип»);
ЖИП – настоящий джип;
ЖИР – «засадное» место;
КАРАМБА – Ура!;
КЛЮВ – передний бампер, дуга;
КРАКОЗЯБЛА – жип (см. «жип)-прототип, мало чем напоминает легковой автомобиль;
ЛАГЕРЬ – место, куда вечно стремишься и откуда неохота уходить, и тем более уезжать;
ЛОБОЧЁС – лишний среди джиперов (см. «джипер») человек;
ЛЕКАРСТВО – пиво, кофе, крепкий чай;
МАТЬ – дорога;
МОНСТРОСТРОЙ – переходный период, перерождение джипа (см. «джип») в жип (см. «жип»);
НАЛЕВО – неправильное штурманское выражение, означающее, скорее всего, «направо»;
НАПРАВЛЕНИЕ – (см. «внедорожье»);
НАПРАВО - неправильное штурманское выражение, означающее, скорее всего, «налево»;
ПАМПАСЫ – место разведения и проживания джиперов (см. «джипер»);
ПАМПЕРСЫ – джиперы (см. «джипер») не достигшие возраста, когда можно
употреблять допинг (см. «допинг»);
ПАРКЕТНИК – (см. «джип»);
ПАССАЖИР – переходное состояние человека от балласта (см. «балласт») к штурману (см. «штурман»);
ПЕПИЛАЦ – (см. «жип»);
ПОЛУНДРА – внимание!, ..от винта, …пошел на…от чего либо.;
ПОМИДОРЫ – место на теле жипа (см. «жип»), которое не всегда вовремя напоминает о том, что дальше двигаться уже нельзя;
ПРОКЛАДКА – человек, который нещадно эксплуатирует штурмана (см. «штурман»), он же водитель (см «водитель»);
ПРОХОДИМЕЦ – (см. «джипер», или «жип»);
РАСКОЛБАС – поездка, экспедиция, джип-триал, трофи-рейд;
РЕЙСЕР – враг;
САБЛЕЗУБЫЙ – стопроцентно-упакованный жип (см. «жип»);
СЕЗОН – лучшее время года;
СЕНД - ТРАКИ – (др. траки) специальные приспособы под «тапочки» (см. «тапочки») для тех, кто считает, что помидоры (см. «помидоры») ни есть предел;
СЕСТРА – лебедка;
СИСЬКИ – живописное место;
СПОНСОР – хороший человек;
СРАЛЬНИК – кедровый стланик;
ТАБУРЕТКА – маленький жип (см. «жип»);
ТАПОЧКИ – авторезина больших размеров;
ТРАВОЯДНЫЙ – неупакованный джип (см. «джип»);
ТРОС – связующая нить между жипом (см. «жип») и джипом (см. «джип»);
ФУТШТОК – тело, которое стоит посреди реки для обозначения «засадного» места, при переправе. Обычно это кто-то из балластов (см. «балласт»);
ХАЙ-ДЖЕК – (др. «рейка») внедорожный домкрат;
ХИЩНИК – (см. «саблезубый»);
ЧУЧУВАРА – см. «жир»;
ШАКЛ – (др. – скоба) вещь, которая постоянно нужна, но почему-то постоянно теряется;
ШНОРКЕЛЬ - (др. носопырка) – самый сексуальный предмет на теле пепелаца (см. «пепелац»);
ШТУРМАН – член экипажа (см. «экипаж»), который всегда не прав;
ЭВАКУАТОР – спаситель, ангел небесный, настоящий джипер (см. «джипер») со стажем;
ЭКИПАЖ – два придурка, прошедшие вместе грязь, снег, огонь, воду и медные трубы - уважаемые среди джиперов (см. «джипер») люди;
ЭНДУРО – (внедорожники-мотоциклисты) легкая кавалерия;
ЭНДУРОВЕЦ – друг;
ЯКОРЬ – джип (см. «джип») в пампасах (см. «пампасы»)
Вот, предположим, лежит у вас в багажнике запасная ступица. Да что там, валяется она в багажнике, а не лежит. Прыгает на кочках, мнет и ломает все, во что врезается и в целом ведет себя весьма асоциально и вызывающе. Так продолжается на протяжении долго времени и вот во время ежегодной генеральной уборки в багажнике проходящей под девизом: «Я точно помню, что запасная свеча для пилы была где-то здесь», вы несколько раз кряду натыкаетесь на одну и ту же слегка проржавевшую ступицу и где-то раз на пятый берете её в руки и задаете себе вполне резонный вопрос: «А нафиг я уже три года вожу в багажнике этот кусок железа, если он мне ни разу не понадобился?».
Вы выкладываете запчасть из машины в четной надежде что убрав ее из багажника сможете наконец-то найти искомую свечу. Естественно, никакой свечи вы не находите, потому что полгода назад во время вечерних посиделок на покатушках под влиянием спиртного и внезапного приступа гуманятины вы отдали эту самую свечу совершенно не знакомому человеку у которого и бензопилы-то никогда не было. Ну да не суть. Сейчас речь не о свече, хотя история о ней так же вписывается в концепцию приметы, о которой мы тут говорим. Выкладываете вы, значит, эту несчастную ступицу, а спустя недолгое время отправляетесь покататься и оказавшись на максимально возможном удалении от дома у вас разваливается что? Конечно же ступица. Вы домкратите машины беретесь за колесо и оно как комок сырой глины, мягко и податливо раскачивается в ваших руках. Вы произносите риторическую фразу: «Да е-мое, я же только позавчера ее из машины выложил!», чем полностью подтверждаете джиперскую примету: «Любая запчасть понадобится только после того как вы ее выложили или потеряли». Так же данная примета распространяется на все имеющееся в наличии снаряжение и экипировку.
В качестве некого дополнения хочу добавить, что шмурдяк размещенный в багажнике так же в полной мере отвечает вышеуказанной примете, и как бы вы не компоновали вещи, первой вам потребуется та, что лежит в самом низу под остальным барахлом, это в том случае если вы не выложили ее в гараже.
👽 Спортивный фатализм
Не секрет что самые суеверные люди – спортсмены. Один майку на изнанку носит, другой трусы не стирает, третий зубы не вставляет. Во внедорожном спорте с суевериями попроще. Не много их. Точнее распространенное всего одно: стартовать в хвосте канала - к проигрышу. Но существует ряд мелких примет, которые работают как часы. Если, предположим, вы перед стартом гонки не успели загерметизировать шноркель, то существует небольшая (процентов в семьдесят) вероятность того, что ваша машина утонет, хватанув в процессе гидроудар. И не важно, что организаторы сказали: бродов не будет, не важно что дождей не было месяц, а то что вы в Каракумах так и вовсе не играет никакой роли. Если у вас дырка в воздуховоде шноркеля – можете перед стартом одевать ласты и маску, предстоят водные процедуры.
Или про навигатор. Если в машине он всего один, приготовьтесь ехать по пачке «беломора», потому как примерно через полчаса после старта ваш навигатор сгорит, потеряет спутники навсегда, разрядится и откажется заряжаться (нужное подчеркнуть). А ваш крик: «Как же так, Борис, Лукерья, Яков! Он же новый совсем! Он не мог сломаться!», внутри машины услышит разве что штурман, занятый глубоко интеллектуальным процессом удерживания в нажатом состоянии кнопки включения питания навигатора в надежде на чудо.
Я уже не говорю о таком распространенном явлении как неверное понимание легенды. Многие начинающие спортсмены ошибочно полагают что легенда, по которой им предстоит двигаться, написана совершенными людьми никогда в жизни не совершавшими ошибок. Штурманы слепо верят этой мятой бумажке с черточками и циферками, напечатанной ночью перед стартом по пьяно-сонному бормотанию прокатчика. И вот спортивные болиды мчат по трассе и упираются в Т-образный перекресток, обозначенный на карте как пересечение двух дорог, на котором согласно легенде им нужно ехать прямо. На перекресте стоят десять машин, внутри них неподвижно сидят люди и смотрят в легенду, силясь разглядеть в ней что-то новое, ранее ускользнувшее. И вот тут снова на передний план выступают приметы. Согласно которым не нужно предпринимать никаких активных действий. Не надо прокладывать новую дорогу, дабы привести ландшафт в соответствие с легендой, не надо устремляться за толпой машин, внезапно сорвавшихся с места и полетевших в неизвестном направлении. Джиперская примета гласит – то направление куда поехали все, кто полчаса не мог разобраться в легенде скорее приведет к старту чем к финишу. Если ты растерян, потерял веру в себя, не можешь решить куда ехать. Дождись кого-нибудь умного, того кто подъехав к спорной точке и поразмыслив 10 секунд уверенно продолжит движение в каком-либо направлении. С большой долей вероятности он приведет тебя к следующему пункту легенды, ну а если нет – то можно успокоить себя тем, что оказаться в дураках лучше при небольшом стечении народа.
👹 Отлично едем!
Это самое страшное внедорожное заклинание. Произносить его ни в коем случае нельзя! Потому что сразу после того как данный набор звуков сорвется с уст кого-либо из членов экипажа, у машины отвалится колесо, она перевернется на крышу, загорится и взорвется. Ну или как минимум "разуется". Но сделает это столь изящно, что ни танкистам, ни затейнице фее и не снилось.
Согласно джиперским традициям хорошо бывает только в начале пути и ровно столько времени сколько потребуется чтобы экипаж расслабился и поверил в то, что сегодня никаких сложностей не предвидится. Еще одна страшная фраза: «Ну все, самое сложное проехали, тут уже фигня до асфальта». Всю силу этого высказывания я смог прочувствовать на себе, когда субботние покатушки близ деревни Жупеево закончились во вторник вечером. Никогда не допускайте даже мысли, что все идет хорошо. Будьте собраны и не позволяйте действительности убаюкать ваше врожденное чувство опасности. Ибо как только это случится – ситуация моментально ухудшится. Еще одним сигналом, который не стоит игнорировать является индикация на вашем мобильном телефоне об отсутствии сети. Знайте, что согласно джиперским приметам машина застрянет и сломается именно там где связи нет и в помине. Поэтому, как только пропадет сеть, соберите волю в кулак и будьте предельно внимательны. Помните – вы в опасности.
Вот таков краткий список примет и суеверий, составленный мной в часы праздности и безделья, вызванные безвременной кончиной лебедки, обрывом «грибка» военного моста и другими многочисленными поводами прекратить движение и посидеть на пеньке, грустно глядя на обездвиженную машину.
Запомните вышеизложенное ибо оно есть альфа и омега внедорожных суеверий. Или нет… Не надо, не запоминайте, ибо это всего лишь глупые фантазии фаталиста. С вами такое не случится никогда и ни при каких обстоятельствах. По крайней мере до тех пор пока вы не съедете с асфальта.
Офф-роуд (англ. off-road — бездорожье) — вид активного отдыха и спорта, подразумевающий преодоление бездорожья на полноприводном автомобиле, именуемом также внедорожник.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах